Противостояние агрессии – одна из самых сложных тем для людей «тонкой» душевной организации, людей ранимых, интеллигентных, чувствительных. Это является слабым местом для любого человека, не привыкшего к грубому обращению.
Однако этим внутренняя сила человека и проверяется – насколько ты готов держать удар и можешь ли не сломаться под давлением агрессора? А такое давление происходит в ситуациях, когда мы сталкиваемся с резкостью в свой адрес, неуважением, обвинением, с хамством или даже прямым «наездом».
Это может быть и в компании с несдержанным товарищем, и на работе с гневливым начальником, и с токсичным коллегой по работе и на сложных переговорах или с раздраженными клиентами. В любой подобной ситуации встречи с «хамом обыкновенным» весьма распространены в нашей жизни и могут нанести душевную травму.
На языке психологии все это называется «конфликтогенами», т.е. действиями в общении, провоцирующими конфликт:
– Почему так бездарно это сделано!?
– Да тебе ничего нельзя доверить!
– Куда прешь, дебил!
– Где права купил, козел?!
– Да ты кто такой!?
– Ты мне ответишь…!
Это все грубые, очевидные, агрессивные конфликтогены в явной форме, в стиле «Ну и рожа у тебя, Шарапов!». Но бывают конфликтогены гораздо более тонкие, не такие явные, но при этом тоже наносящие человеку ощутимые душевные царапины.
В любом, даже скрытом конфликтогене, всегда есть доля агрессии, он всегда задевает самооценку человека, доставляет дискомфорт, делает человеку психологически больно.
В более тонком конфликтогене доля агрессии заложена в завуалированной, скрытой форме, иногда даже на уровне презрительной интонации. Например, это может быть легкое осуждение, ироничное обвинение, легкое сомнение в способностях, высокомерное оценивание, остроумный стеб или даже в форме прямого высмеивания:
– Есть люди более компетентные, чем ты…
– Вы меня разочаровываете…
– К сожалению, ты не справился с заданием…
– На твоем месте стоило бы подучиться…
– Бывают же бездарные сотрудники…
– Это выбор глуповатого человека…
– Ну что обижаешься, дурилка картонная…
В чем смысл агрессии для нападающего? Агрессия – это форма психологической манипуляции. И любой агрессор – это манипулятор, рассчитывающий создать человеку внутреннее психологическое напряжение, страх, опасение, дискомфорт.
И в результате он хочет заставить человека сдаться, отступить назад, получить некую выгоду. Выгода в этом случае бывает двух видов – материальная или психологическая.
Материальная выгода – когда агрессор рассчитывает заставить другого человека уступить свои материальные интересы, получить за его счет финансовую выгоду, карьерное или любое другое конвертируемое в деньги преимущество.
Психологическая выгода – когда агрессор рассчитывает самоутвердиться за счет другого, получить удовольствие от процесса, поднять свой авторитет, подавить оппонента, заставить человека уступить, прогнуться, принять свою власть.
Если вы пропускаете такие «удары», реагируете слабо, психологически неграмотно, уступаете в конфронтации, особенно на людях – то так и происходит. Агрессор получает выгоду и самоутверждается, вы проигрываете и снижаете свой статус.
КАК ГРАМОТНО РЕАГИРОВАТЬ НА КОНФЛИКТОГЕНЫ?
Тема большая и состоит из двух основных составляющих:
ПЕРВАЯ. ВНУТРЕННЯЯ ЗАЩИТА. Это умение защитить свой внутренний психологический комфорт, справиться с душевным дискомфортом, восстановить равновесие своей психики, удержать уверенность в себе.
ВТОРОЕ. ВНЕШНЯЯ ЗАЩИТА. Это методы в поведении, позволяющие не потерять свой «психологический вес», по-другому говоря, авторитет. Умение сохранить свое достоинство, свой ранг, значимость в глазах других людей.
Приемов внутренней психологической защиты существует несколько, но поделюсь одним из самых эффективных под названием «РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ».
Если во время нападения оппонент сумел добиться от вас и «включил» вам типичную импульсивную защитную реакцию психики – встречную агрессию, раздражение, страх, обиду, то вы проиграли. Такая реакция, во-первых, показывает оппоненту и всем наблюдателям плохое владение собой, слабость и, как правило, является неконструктивной, т.е. еще более ухудшающей ситуацию.
Суть приема «Рационализация» в том, чтобы направить свое внимание на содержательную сторону потока сознания оппонента. Необходимо в этом диалоге полностью сконцентрировать внимание на логической стороне дела – не на форме (голосе, жестах, подаче, интонациях) обращения агрессора, а именно на сухом содержании и смысле его слов.
В этот момент вы внутри себя размышляете, анализируете поведение оппонента, например, гневающегося начальника, задаете себе вопросы на понимание такого рода:
– В чем его позитивное намерение?
– Почему он это говорит?
– Почему он говорит это именно мне?
– Чего именно он хочет добиться?
– Почему он так нервничает?
– Что могло бы его успокоить?
– Что именно он имеет ввиду под словами «баран, урод, козел»?
– Действительно ли он считает меня этим животным или это фигура речи?
– Какой смысл он вкладывает в слова «дебил, дурак, идиот»?
– Он действительно негативно относится ко мне или хочет меня напугать?
Если всерьез задумываться над этими вопросами, импульсивные негативные эмоции сглаживаются, делаются гораздо меньше, что и требуется.
Секрет в том, что наша психика подобна двум чашам весов. На одной стороне логика, разум, мышление – на другой эмоции и чувства. Агрессор нагружает чувства, баланс нарушается, человек гораздо хуже начинает соображать в стрессе и эмоциях.
А этими вопросами вы, наоборот, нагружаете чашу весов логики – и она выравнивает нарушенный агрессором баланс, мышление опять способно трезво и конструктивно работать.
Когда эмоции с помощью этих рационализирующих вопросов ослабляются и отходят на второй план, агрессия оппонента уже не так задевает, и на этом фоне вы более спокойно можете выбрать рациональную и грамотную конструктивную реакцию.
И это уже «Внешняя Защита». По моим исследованиям, наиболее эффективных приемов внешней защиты около семи – и они должны учитывать статус агрессора, значимость ситуации, ваши отношения, наличие зрителей. Это уже целое мастерство и даже искусство.
Мы изучаем это мастерство психологической защиты, а при необходимости и психологического нападения вживую на тренинге «ПОБЕДИТЕЛИ: ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ И ХАРИЗМЫ».
И если тема отстаивания своих интересов и повышения личной харизмы и влиятельности для вас интересна всерьез, приглашаем вас ближайший тренинг, где в практической и живой форме мы нарабатываем свое мастерство, уверенность, психологическую силу, умение выигрывать любые конфронтации и противостояния.
К нему есть такой эпиграф:
– Некоторые думают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них всего лишь слабые нервы…
Так вот, на этом тренинге мы воспитываем крепкие нервы, внутреннюю силу, умение влиять и побеждать!
Подробности и регистрация на сайте: www.ustinow.ru/winners-psychology-effect-charisma