Конечно, любые правила – это не догма. Но, когда есть основа, проще ориентироваться в сложных и стрессовых ситуациях. А ситуация полемики, переговоров, выступлений и продаж – это по определению стрессовая ситуация и всегда испытание для нашего речевого мастерства.
Поэтому коротко о главном для полемики, продаж, презентаций, споров.
В конце – самое главное правило. Не пропустите. А если вспомнились свои дополнительные правила из вашего опыта, поделитесь в комментариях.
- НЕ ДЕРЖИТЕСЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ. Как ни парадоксально – более силен тот, кому меньше надо. В этом основа независимость от ситуации и оппонента. Лучшая внутренняя установка «Я хочу – но не нуждаюсь». Избыточная привязанность к результату в переговорах и продажах расценивается как слабость.
- НАСТРОЙТЕСЬ НА УВЕРЕННОСТЬ. Для этого отслеживайте внутреннее состояние в процессе общения с другими людьми, мысленно проверяйте – все ли в порядке? Если заметили дискомфорт, волнение, тревожность – возвращайте волевыми усилиями себя в уверенное состояние.
- СМОТРИТЕ ЛЮДЯМ В ГЛАЗА. Если сложно, хотя бы в область лица. Или в «третий глаз». Или сквозь лиц людей не стену. Впечатление будет схожим. Взгляд – важный элемент личной силы и влияния.
- СЛЕДИТЕ ЗА РАЗМЕРЕННОСТЬЮ РЕЧИ, останавливайте торопливость. За размеренным темпом речи стоит уверенность и ощущение значимости.
- ДЕЛАЙТЕ ГОЛОС БОЛЕЕ ТВЕРДЫМ И РОВНЫМ. Твердость интонаций ассоциируется с сильной позицией в переговорах и с уверенностью личности.
- ЧЕТКАЯ ДИКЦИЯ – ПРИЗНАК СТАТУСА. Не допускайте вялой артикуляции, жевания слов и проглатывания окончаний. Приучите себя проговаривать с хорошей дикцией каждое слово и каждую фразу.
- НЕ БОЙТЕСЬ ПАУЗ. Пауза – это продолжение мысли. В паузах – никакой суеты и увода глаз. Чистая пауза демонстрирует вашу силу и авторитет.
- ПРОБЛЕМА – РЕШЕНИЕ. Помните принцип структуры убеждения: «формулируем проблему – предлагаем решение». Сначала развернуто сформулируйте проблему. Это настраивает людей на вашу точку зрения. Затем четко сформулируйте ваше решение. Если оно разумное, люди готовы будут его принять.
- ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ. Ищите и формулируйте от 3 до 5 аргументов в защиту вашей точки зрения. Менее трех – маловато будет. Более пяти – уже перебор и перестает восприниматься. Ищите самые сильные, оригинальные и креативные аргументы. Слабые и банальные отсеивайте.
И самое главное правило.
- ПРОЙДИТЕ ТРЕНИНГ «БОЕВАЯ РИТОРИКА». И мир уже не будет прежним. Только на практике можно научиться убеждать, побеждать в переговорах, защищаться от токсичных людей и манипуляторов.
Тренинг «БОЕВАЯ РИТОРИКА» проходит регулярно в Москве. Автор и ведущий тренинга – Дмитрий Устинов.
ПРОГРАММА И РЕГИСТРАЦИЯ по ссылке: https://ustinow.ru/battle-rhetoric/ .