«Конечно, детей убивать нельзя, но что-то же надо с ними делать…!» (детский писатель Даниил Хармс)
Недавно принял участие как приглашенный психолог в передаче «Доброе утро» на главном российском ТВ-канале.
Телекудесники попросили для передачи «Доброе утро» дать рекомендации для родителей на тему «В магазин с ребенком» или «Как пойти в торговый центр с ребенком и не разориться, когда ему нужно все и сразу».
Молодые родители хорошо понимают, о чем речь. Это что делать, когда ребенок у полок требует игрушки, устраивает истерики, не хочет выпускать из рук все то, что ему понравилось.
Часа полтора режиссер и операторы снимали «художественное кино» в крупном торговом центре с моими рекомендациями и активно участвующими героями программы – с дублями, редактурой, разными локациями и причудливыми ракурсами.
В результате, как обычно на ТВ, итоговый сюжет в эфире первого канала занял только 5 минут. Но тема для родителей, действительно, актуальная, поэтому в конспективной форме изложу 10 основных правил.
1. Подумать, готовы ли вы брать ребенка с собой. Если да, то устранить заранее возможные раздражители его психики. Подумать о его потребностях. Он должен не быть голодным, усталым, с собой должна быть вода, снять, когда надо верхнюю одежду, сводить в туалет и т.д. Сам ребенок еще не всегда уже научился устранять дискомфорт. И именно это может быть причиной его эмоций, истерик, слез и других защитных реакций. Может быть, лучше оставить его в детской зоне с бабушкой.
2. Отслеживать свое состояние. Останавливать собственные истерики, раздражение, жалость, гнев, чувство вины. Научиться быть в ровном и спокойном состоянии. Ребенок неосознанно пытается манипулировать родителями. А манипуляции основана на слабых нервах, эмоциях и чувствительности взрослых.
3. Быть готовым к тому, что ребенок расширяет границы дозволенного. Он пробует свои возможности и двигает взрослые запреты. Изучает, что можно, что нельзя. Это его способ исследования мира. Это нормально. Важно уметь грамотно реагировать.
4. Договариваться на берегу. Заранее сказать ребенку, что мы идем в магазин и у него будет возможность выбрать одну игрушку и одну сладость (например). И добиться согласия, дать выбор – ты согласен или ты не идешь в магазин?
5. Учиться говорить «Нет». Проявлять твердость в решениях. Не вестись на манипуляции на жалость, обиду, чувство вины. Если вы ведетесь – вы подкрепляете манипулятивные методы в сознании ребенка и в следующий раз ребенок будет еще сильнее давить на эти кнопки.
В мягкой форме – «мы не будем это покупать». И далее строго выполнять то, на чем договорились – объясняя ребенку, что уговор дороже денег. Важно четко обозначать эти самые границы, которые нельзя нарушать. Что можно, что нельзя и при каких условиях. Если это не делать, истерики прекращаются лишь на время. Границы имеют свойство двигаться вперед.
6. Учиться договариваться, объяснять ситуацию и разговаривать на равных, а не как с недоговороспособным и неразумным дитя. Объяснять и договариваться.
– Понимаешь, эту игрушку покупать сейчас дорого, тогда мы не сможем купить тебе завтра мороженое, маме еду, а папе пиво… Но зато, когда ты вырастешь, ты сам купишь десять таких…
7. Учиться переключать внимание – давай посмотрим, что вон там, давай пойдем на площадку, давай пойдем на карусель, смотри, какие огоньки… Конечно, этот метод во многом зависит от яркости и привлекательности нового объекта внимания.
8. Отложенный подарок. Договориться с ребенком, что вы купите игрушку, но не сейчас, а на День Рождения или Дед Мороз принесет или на еще какой-то праздник.
10. Попросить ребенка, если речь о продуктах, выбрать для семейного стола еду.
– Что бы ты выбрал для дедушки?
– А что любит папа?
– А что бы ты купил на ужин сестре?
– А бабушке это понравится?
Если ребенок чувствует, что он участвует в значимом общем деле, он скорее переключается на деловой лад и становится немного взрослым.
Желаю вам терпения, любви и психологических талантов в общении со своими детьми!