Присоединяйтесь в соцсетях:

+7 (925) 602-44-30 — Анастасия – менеджер

+7 (495) 507-87-93 — Тренинг-центр «Синтон»

Присоединяйтесь в соцсетях:

+7 (925) 602-44-30 — Анастасия (менеджер тренингов)   +7 (495) 507-87-93 — Тренинг-центр «Синтон»

Дмитрий Устинов

Как попасть в рай, или искусство вовлечения публики

news 49

Зашел в один из католических храмов во Флоренции – как в музей, конечно, а не как католик. Храм большой и красивый, с куполом, фресками и скульптурами, хотя подобных храмов во Флоренции десятки и чего-то особенного я не ожидал. В этом храме попал на службу, которая заключалась в чтении нравоучительной проповеди паре сотен местных прихожан, внимавших проповеднику со скамеек.

Католический священник, весь в белом, стоял на трибуне, рядом на сцене стояли еще человек десять в таких же белых одеяниях. Присел и я на католические скамейки, решив послушать и проникнуться средневековой атмосферой храма. При слове «проповедь» мне обычно вспоминается такой старинный анекдот:

Однажды умирает священник церкви на высокой горе над поселком. И Бог на кастинге распределяет его в ад. Одновременно с ним умирает водитель автобуса из того же поселка и Бог его определяет в рай. Священник долго крепился, и, наконец, набрался смелости и, с трудом сдерживая возмущение, обратился к Богу:

– Господи, я приму любое твое решение, но ответь мне на один вопрос. Ну почему меня – человека праведного, который всю жизнь тебя чтил, жил по всем заповедям, не грешил, наставлял прихожан, вел службы – ты отправляешь в ад! А этого нечестивца водителя, грешника, богохульника, развратника, пьяницу, хулигана, дебошира – ты направляешь в рай…! Ну, почему!!!???

Бог отвечает:

– Хорошо, объясню. Ты, конечно, молодец, вел жизнь праведную, не изменял жене, соблюдал посты, вел себя прилично – однако на твоих проповедях люди засыпали! Но зато потом, когда после службы прихожане садились в автобус к этому уважаемому гражданину – они начинали горячо молиться…

И, действительно, слово «проповедь» стоит в одном ряду со словом «скука», «морализаторство», «дохлые мухи». Но какая проповедь была на этот раз? К моему удивлению, даже без знания итальянского языка, мне было интересно. Я стал вникать – а в чем секрет? И понял, что проповедь проходит с великолепным использованием средств вовлечения аудитории.

Во-первых, проповедники все время менялись, как запасные игроки в хоккее. Через 4-5 минут с кафедры уходил один священник, его место сразу занимал другой. Смена персоны или смена хоть чего-нибудь на сцене является привлекающим внимание фактом, ибо все новое хотя бы временно поднимает интерес.

Во-вторых, проповедь постоянно перемежалась живой музыкой на электрооргане. Один-два раза за время каждого короткого выступления проповедь плавно становилась песней. Причем голоса у всех священников были неплохо поставлены и исполняли они вполне музыкально. Это были, конечно, не «Соле Мио», и даже не «Мурка», а официально утвержденные католические песнопения, но живое исполнение всегда хорошо держит внимание. Хотелось слушать.

В-третьих, проповедники практиковали постоянный «интерактив» с залом и вовлечение публики. За эти 5 минут люди раза два-три вставали. Постояв, садились. Потом опять вставали. Потом опять садились. Во время исполнения песнопения прихожане должны были хором старательно подпевать слова, вспоминая прямо на ходу: «Глоре, глоре…», «Аве Мария, Аве Мария…».

В кульминационные моменты песни люди по сигналу проповедника начинали дружно приветствовать Деву Марию, раскачивая вытянутой рукой. Когда-нибудь были на рок-концертах? Вот примерно так. Правда, без фонариков.

Наконец, в-четвертых, проблематизирующее содержание. Интрига, внутренний конфликт, борьба мнений – тоже обладают активизирующим внимание действием. Я мало что понял, но понял. Это не только отрывки из жития святых и объяснение псалмов. Но и свое видение текущей религиозной ситуации, мнение о недавней острой богословской полемике, объяснение политических событий в правильном контексте (это мне потом объяснили), трактовка морального облика деятелей культуры (это я понял по словам «Караваджо», «Микеланджело», «Челлини»).

Короче говоря, священникам очень хотелось в рай, а не в ад, и они научились хорошо работать с публикой. Чего я искренне им и желаю. А вам желаю сразу и то и другое. Ибо и в раю, будем надеется, тоже найдется, с кем общаться.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *