Присоединяйтесь в соцсетях:

+7 (925) 602-44-30 — Анастасия – менеджер

+7 (495) 507-87-93 — Тренинг-центр «Синтон»

Присоединяйтесь в соцсетях:

+7 (925) 602-44-30 — Анастасия (менеджер тренингов)   +7 (495) 507-87-93 — Тренинг-центр «Синтон»

Дмитрий Устинов

Как сказать “Нет”, когда нельзя

press

Политика и религия раскаляют страсти больше всего. Поэтому я всегда с осторожностью затрагиваю эти темы. Был свидетелем, когда не только друзья, но и семьи расставались врагами из-за разногласий по этим вопросам. Сохранять трезвость рассудка и управлять эмоциями, когда задевают твои ценности и убеждения, умеют далеко не все.

Но и политика тоже часть нашей жизни, на которой можно и нужно учиться. Очень часто речевые и психологические методы и приемы, успешно работающие в политических переговорах и выступлениях, актуальны и для нашей жизни, общения, бизнеса, презентаций и деловых переговоров.

Проиллюстрирую метод, который применил президент соседней державы, отвечая на неудобный вопрос от журналистки:
– Готовы ли контактировать с самопровозглашенными республиками?

В чем неудобность вопроса? А в том, что официальное руководство страны всегда жестко отрицала возможность этого контакта, ибо не по рангу, бандиты, террористы и все такое.

Поставьте себя на место президента. От него ждут ответа на вопрос – готовы ли вы контактировать? Как быть? Сказать «Да» – нельзя. Сказать «Нет» – здесь, при гарантах, тоже некорректно.

Ответ президента следующий:
– Готов ли я контактировать с жителями оккупированного Донбасса? Сегодня уже не единожды поднимали этот вопрос. Конечно, я готов. Мало того, я все время говорю с ними. Я сам с юго-востока, и очень многие уехали к нам. Это для меня такие же жители, как все остальные.

– И у меня огромное количество друзей, сбежавших от пуль, от взрывов, потерявших недвижимость, близких, и они живут сегодня на территории, которую контролирует независимая Украина. И я с ними в диалоге. Готов ли я с ними контактировать? Да я каждый день это делаю. И в станицах на границе я выезжал и говорил с жителями оккупированного Донбасса. И я считаю, что все это очень важно…

Конец цитаты. Вроде ответ получен и даже устроил, похоже, обе стороны. Однако, заметили, что произошло? Переформулирование и смена понятий. Вопрос про «самопровозглашенные республики», а ответ про похожее, но есть нюанс. Про жителей «оккупированного Донбасса». И каждый слушатель услышит то, что хочет услышать. Одна сторона услышит, что вроде готов контактировать с руководством ДНР и ЛНР. Другая – что контактировать с несчастными и обездоленными жителями, конечно, но не с бандитами же.

Прием так и называется «ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ». При грамотном исполнении он помогает уйти от неудобного или острого вопроса и сохранить лицо. Суть в том, что в ответе надо сразу озвучить вслух прозвучавший только что вопрос – но уже в несколько переформулированном виде («Готов ли я контактировать с жителями Донбасса…?») где уже снят неудобный подтекст, смещен акцент и отвечать уже на новый, более безопасный вопрос.

Конечно, любые методы и приемы можно выполнить грамотно и красиво, а можно несколько коряво и со швами. Поэтому судить вам.

Развивайте вашу речь, мышление и ораторское мастерство во благо себе и окружению!