Убеждающая история

Убеждающая история
b10

Один из самых необычных памятников в мире – это памятник долгоносику – вредителю растений. На юге США долгое время рос хлопок, который называли «королем полей». Он помогал выживать многочисленному населению нескольких штатов, где чуть ли не все жители занимались выращиванием этой культуры. Но в один несчастный год нашествие мексиканского долгоносика уничтожило все плантации хлопка, поставив население на грань нищеты.

Были трудные годы, но фермеры взамен хлопку научились выращивать сою, бобовые, арахис, кукурузу, пшеницу и другие культуры. Они научились разводить птицу, рогатый скот, свиней, стали выгодно торговать с другими штатами. В результате люди стали жить гораздо лучше и богаче, чем прежде. И в итоге, жители штата Алабама возвели памятник этому насекомому, вынудившему их перейти от малоперспективного хлопка к более прогрессивному земледелию. Надпись на памятнике гласит: «Хлопковому долгоносику, предвестнику нашего процветания, – в знак огромной признательности».

Какой же напрашивается вывод из этой истории? Вывод о страхе перемен, смелых решениях, кризисе и новых возможностях. Но ведь можно было подать ту же саму идею в сухой форме и правильных рассуждений? Можно. Но убеждать и мотивировать это будет гораздо хуже. Дело в том, что мы еще с детства не любим морализаторства. Вспомните, когда нас силой правильных аргументов заставляли мыть руки, есть кашу, ходить в школу, делать уроки, ложиться спать, мыть посуду, все это вызывало протест.

Ребенок воспринимает прямой убеждение как насилие. Даже если это делает, то выполняет в протесте, с неудовольствием, в стрессе и из страха наказания. Наша психика устроена по третьему закону Ньютона – действие равно противодействию. И в течении жизни у нас уже формируется некий иммунитет против убеждающих воздействий со стороны, построенных на прямолинейных аргументах.

Однако неким хитроумным свойством обходить внутреннюю цензуру и критику обладает то, что можно назвать «сторителлингом». Это истории, случаи из жизни, притчи, сказки, басни, анекдоты, все, что имеет сюжет. Все это уже имеет форму искусства, а не морализаторства. Наш внутренний цензор пропускает установки, которые попадают к нам в сознание в художественной форме, в обход границ. В этот момент мы настроены не на борьбу с вторжением чужеродного вируса, а открыты к восприятию этого искусства. И заложенные в художественной истории установки принимаются нашим сознанием как важная ценность.

Посмотрите внимательнее, свежим взглядом, на выступления хороших ораторов, спикеров-мотиваторов, высококлассных презентаторов, например, на «тед ком». Более 50% времени у них работает убеждение в форме сторителлинга – ситуации из своей жизни, ситуации из жизни других людей, истории неудач и успеха, притчи, смешные и драматические случаи, метафоры и аналогии. И это великолепно держит внимание, убеждает публику, мотивирует на изменения, меняет ценности людям.

Любой современный руководитель, лидер, менеджер, «продажник», и просто человек, работающий с людьми, обязан хорошо владеть этим жанром, если хочет добиться успеха. Речь – это инструмент влияния, продвижения, продажи и успеха. Кто не занимается совершенствованием этого инструмента – деградирует. В нашем конкурентном мире все более и более очевиден тезис – «развивайся или умри».

Однако есть и хорошие новости. Освоить жанр сторителлинга можно – причем за довольно короткое время. Поэтому приглашаем на мастер-класс «StoryTelling: Как стать хорошим оратором», где мы будем изучать и тренировать этот важнейший жанр нашего общения.