Лучшие развивающие игры для самоизолированных

Лучшие развивающие игры для самоизолированных
games nadpis new

Свободное время в семье или компании, особенно в условиях самоизоляции, зачастую проводится впустую. А ведь развивающие игры – это отличный повод для:

  1. Для развития ораторского мастерства, креативности, речи, умения быстро мыслить и повышения скорости реакции.
  2. Сплочения, командообразования, личностного сближения всех участников, благодаря общему делу.
  3. Необычной формы общения, раскрывающие людей с новой стороны.
  4. Переключения от рутинных забот на живое речевое творчество.

Мне всегда были особенно интересны игры и упражнения, которые развивают именно речевые качества, креативность, мыслительные способности. Они, как правило, были отличным дополнениям к моим ораторским тренингам, где было время и хороший коллектив – выездные обучающие лагеря, фестивали, слеты на природе.

Все подобные игры, особенно по-молодости, я довольно долго изучал и тестировал в разных около-психологических компаниях, и составил даже требования к ним и свой рейтинг развивающих игр.

А какие же могут быть требования к лучшим развивающим играм? Все просто:

  1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ИНТРИГА. Это движущая сила интереса. Никому не хочется быть последним. Все хотят быть лучшими – и взрослые и дети. Те, кто избегает соревнования, просто боится проиграть.
  2. БЫСТРОТА В ИЗУЧЕНИИ. Игра должна быть понятна в результате инструкции сразу, в крайнем случае, через 10 минут. По причине сложности правил, в мой рейтинг не входят «Монополия» и еще ряд заумных и муторных игр.
  3. ОТСУТСТВИЕ РЕКВИЗИТА. Если есть под рукой игровое поле, карточки с заданиями и пластмассовые фишки, как в играх «Активити», «Имиджинариум» или «Алиас» – это прекрасно. Это игры хорошие, но не всегда они с собой. К тому же реквизит имеет свойство теряться, портиться и занимать время на себя самого. Лучшая игра – которая у вас в голове и к которой не надо готовить специальный реквизит.

Не буду писать про «Мафию» или «Крокодил», поскольку они и так известны. Есть менее банальные, но еще более интересные игры – за столом, на ковре, вокруг костра или «он-лайн».

Поделюсь теми, которые считаю наиболее интересными, заводными, увлекательными и с лучшим потенциалом для развития мыслительных и речевых талантов.

1. «Ассоциации на человека»

Самая несложная в объяснении игра. Развивает внимательность, наблюдательность, креативность и творческое воображение. Интересна еще и тем, что по ее итогам участники обычно узнают о себе много нового и неожиданного. Лучше расположиться сидя в кругу. Оптимально в коллективе от 4 до 15 человек (примерно).

Ораторское мастерство
Ассоциации на человека

Инструкция следующая. Выбирается один водящий. Он должен загадать любого человека в кругу, не показывая своим видом, кого именно он загадал. После этого ему задаются вопросы по принципу – с кем/чем ассоциируется загаданный им человек? Или вторая форма вопроса – если бы этот человек был тем-то, кем/чем он был?

Примеры вопросов:

С каким цветом ассоциируется этот человек?

  • С каким цветом ассоциируется этот человек?
  • С каким животным?
  • С каким известным человеком?
  • С каким музыкальным инструментом?
  • Если бы этот человек был автомобилем, то каким?
  • Если бы этот человек был деревом, то каким?
  • Если бы он был исторической эпохой?
  • Если бы он был профессией?
    И так далее.

Нюансы:

  1. Важно, чтобы вопросы были творческие, интересные, нешаблонные. Без всяких ограничений и рамок. Чем интереснее вопрос, тем интереснее ответ.
  2. Водящий должен искать собственные творческие ассоциации на загаданного им человека и поддерживать баланс между сложностью и простотой. Путать участников слишком далекими и туманными ходами он не должен. В то же время, если ассоциации будут очень простые и понятные, группа слишком легко и быстро догадается.
  3. Чтобы никто не отсиживался или не тянул одеяло, вопросы задаются строго по кругу каждым участником.
  4. Надо заранее договориться, сколько кругов вопросов будет пройдено? В зависимости от состава один, два или три максимум? Этого достаточно, чтобы не затягивать. Заранее версии лучше не выкрикивать и дешево ими не разбрасываться.
  5. После этого водящий молчит и ждет «за стеклом», а группа обсуждает и принимает решение голосованием – на кого она ставит? У группы одна попытка. После решения группа объявляет свою версию. В режиме такого соревнования – кто победит, группа или водящий, всем интереснее.

Ну, и после выяснения, вопросов к водящему («А почему я «Запорожец»?) и комментариев – назначается следующий водящий.

2. «Устойчивое словосочетание»

Игра на развитие речевых способностей, умения импровизировать, ораторского искусства, а также на концентрацию внимания, умение запоминать и анализировать информацию, наблюдательность вдвойне. Оптимально в компании от 2 до 20 человек. Выбирается водящий. Ему в тайне от других достается какое-то «устойчивое словосочетание». Он и сам может таковое найти из головы, но лучше, если ему загадает кто-то другой.

Ораторское искусство
Устойчивое словосочетание

«Устойчивое словосочетание» – это два слова, имеющие СТОЙКУЮ АССОЦИАТИВНУЮ СВЯЗЬ. Например: «Крейсер Аврора», «Красная Шапочка», «Машина Времени», «Служебный Роман», «Голый Король».

Принцип, надеюсь, понятен. Любое из этих слов тесно связано со вторым, одно сразу «вытаскивает» другое. Если вслух произнести «Крейсер», то у большинства людей в голове сразу отзовется – «Аврора». Если сказать слово «Служебный», то большинство ответит – «Роман». Это и есть устойчивая связка понятий в нашей культуре.

А дальше самое интересное. Водящему задается первый вопрос, а после ответа – второй вопрос. Вопросы любые, они ни к чему не привязаны и даже не имеют особого смысла. Это просто повод для ответной импровизации водящего.

  • Есть ли жизнь на Марсе?
  • Какой будет курс доллара?
  • Сколько звезд на небе?
  • Где находится нофелет?
  • Как пройти в библиотеку?

Водящий начинает развернуто отвечать и должен в своем ответе зашифровать сначала первое слово из устойчивого словосочетания, а после второго вопроса – второе.

ЧТО ЗНАЧИТ ЗАШИФРОВАТЬ? Это значит, что слово должно прозвучать в его ответе. Под любым соусом, но прозвучать. Причем именно в своем первоначальном виде, без видоизменений. Например, если у водящего первое слово «Красная», то именно так. Не «Красный», не «Красное», не «Красные», а именно «Красная».

Водящий может отвечать как угодно, говорить про художников и цвета в палитре, заморачиваться длинными предисловиями про важность восхода солнца и многословными тирадами про значение пожарной охраны в нашем мире, смысл мы даже можем и не уловить. Главная его задача – озвучить заданные слова в своем ответе.

Водящий может объяснять и рассказывать, философствовать и убеждать, но в то же время он должен завуалировать, замаскировать, сделать так, ЧТОБЫ СЛУШАТЕЛИ НЕ ДОГАДАЛИСЬ, какое устойчивое словосочетание он зашифровал в свои два ответа.

Это противостояние ораторского мастерства и концентрации внимания, хитрости и наблюдательности, умения доставать из себя содержание и хорошей памяти.

На ответ спикеру дается ограниченное время. На первый вопрос – 1 минута. И на второй вопрос – тоже 1 минута.

После контрольного времени звучит команда «стоп», водящий молчит «за стеклом» – и слушатели оперативно обсуждают догадки и выдвигают методом голосования свою версию устойчивого словосочетания.

Это тоже соревнование. Группа побеждает, если она дала правильный ответ. Водящий побеждает, если участники не догадались, какое устойчивое словосочетание зашифровано в ответах.

3. «Контакт»

Самая сложная для объяснения игра, но она того стоит. Самая творческая, требующая космической скорости мышления, развитой креативности и быстроты реакции. Ну, и самая заводная. Некоторые знакомые мне компании были настоящими ее фанатами.  

Риторика
Контакт

Требуется группа от 3 до примерно 20 человек. Хотя количество игроков не ограничено. ВЫБИРАЕТСЯ ОДИН ВОДЯЩИЙ. Он загадывает любое слово, которое группа должна отгадать. Но отгадывается слово следующим хитрым способом.

Например, водящий загадывает слово «Паровоз» и озвучивает вслух первую букву из этого слова:
– Буква «П»!

Игра началась. Прозвучавшая буква – это уже повод для размышления. Все остальные игроки должны перебирать в уме варианты слов на букву «П» и искать контакт с любым партнером в кругу.

Например, мне, как не-водящему игроку, приходит в голову слово на эту букву – «Пингвин». Я вслух тогда озвучиваю с помощью ассоциаций и намеков:
– А это не такое ли странное животное, которое похоже на человека и птицу?

ФОРМУЛИРОВКА – это ключевой момент. Я должен искать такую формулировку своей версии, чтобы догадался кто-то из участников, но только не водящий!

Если пока люди не поняли, что я имею ввиду, допускается продолжение объяснения:
– И которое любит холодную погоду?
– И которое любит морепродукты?
– И которое часто щелкает клювом?

Как только кто-то из участников догадывается, что я имею ввиду слово «Пингвин», он начинает считать цифры от 1 до 10. И все, у кого есть хоть какая-то версия, это счет подхватывают. Как минимум, синхронно считать должны двое. Причем, считать желательно очень быстро, скоро поймете, почему:
– Один, два, три, четыре…

После счета «десять» мы с партнером, с кем наметился «контакт», должны одновременно сказать задуманное слово – «Пингвин!». Если получилось хотя бы у двоих (или больше) сказать одновременно одно и то же слово, значит, у нас произошел контакт, и водящий обязан открыть вторую букву своего слова.

Если мы одновременно сказали разные слова – например, «Пингвин» и «Пони», то контакта нет. Если мы сказали одно слово «Пингвин», но вразнобой, то тоже контакта нет, ибо второй мог быстро подстроиться. Засчитывается как контакт только синхронное произнесение общего слова.

Но водящий тоже не дремлет. И он имеет право обламывать нас, произнеся свою версию. Если водящий догадался о нашей версии, и сказал в любой момент ДО КОНТАКТА – «Это не пингвин», то он нас в этот раз переиграл, контакт разрушен.

Если водящий произнес, но не то слово, которое мы загадывали, например – «Попугай», мы обязаны начать считать с самого начала, но шанс на контакт по-прежнему остается:
– Один, два, три, четыре, пять…

При этом водящий имеет право выдвигать во время нашего счета неограниченное количество новых слов на «П», и каждый раз мы должны сбрасываться на цифру «один».

Если же, в любой момент игры, загаданное изначально водящим слово (в данном случае «Паровоз») ПРОЗВУЧАЛО – он обязан объявить, что слово угадано. Это победа группы. Но, как правило, это происходит далеко не сразу и далеко не всегда.

При этом мы не обязаны соответствовать школьным учебникам и умным энциклопедиям. Главное, догадаться, что зашифровано в наших формулировках. Я, к примеру, могу сказать:
– А не такая ли это курица, которая общается с белыми медведями?

И здесь неважно, правда это или нет, важно, чтобы нашелся контакт. Нельзя водящему потом предъявлять претензии, что пингвины не курицы и не знают, кто такие белые медведи, главное, что мою ассоциацию поняли.

Если я буду формулировать свои идеи слишком правильно и понятно, водящий будет всегда обламывать нам контакт. С другой стороны, если формулировки слишком туманные и витьеватые, то никто из группы так и не догадается. Важно искать золотую середину.

ЕЩЕ НЮАНС. Мы помним, что после произошедшего в группе «контакта» водящий обязан открыть вторую букву загаданного слова. Он говорит:
– Вторая буква «А». У вас есть «П» и «А»…!

И далее все слова для контакта группа должна уже искать, загадывать и искать через них контакт, которые начинаются именно на «Па-». Например:
– Паноптикум.
– Палка.
– Панночка.

После того, как будет открыта третья буква – только на «Пар-». Например:
– Парусник.
– Паркет.
– Парник.

И так далее. Пока кто-то не догадается про «Паровоз».

ИНТРИГА СОРЕВНОВАНИЯ – кто сильнее и хитрее, водящий или группа. Выигрывает группа, если слово отгадывается. Выигрывает водящий, если группа сдается. Или, еще вариант, истекает контрольное время, например, 10 минут.

На этом пока все. Если что-то осталось непонятным, задавайте вопросы. И, конечно, делитесь известными вам развивающими играми для хорошей компании.